• /
  • /
Блог

Чем покрасить буквы на памятнике: практичные краски и долговечность

В статье рассказывается, чем покрасить буквы на памятнике, чтобы надпись снова стала чёткой и долговечной. Объясняем, почему для гранита нужны укрывистые акриловые или полиуретановые краски, а для пористого мрамора — водоразбавляемые составы, и приводим пошаговую схему обновления гравировки. Разбираем типичные ошибки, приводим чек‑лист работ и объясняем, когда вместо подкрашивания лучше установить литые бронзовые или алюминиевые буквы. В конце — советы по бесплатной консультации и эскизу.
Чем покрасить буквы на памятнике? Этот вопрос рано или поздно возникает, когда надпись на монументе теряет четкость. Со временем краска выгорает под солнцем, вымывается дождем, покрывается пылью — и буквы на памятнике становятся бледными или вовсе невидимыми. Особенность в том, из какого камня сделан мемориал: полированный гранит почти не впитывает влагу, тогда как мрамор более пористый и впитывает краску, оставляя вокруг букв пятна при неправильной покраске. Если подобрать не ту краску, можно только ухудшить ситуацию: появятся разводы, краска ляжет неравномерно или быстро облупится. Ниже мы разберем практичные краски для гранита и мрамора, дадим проверенный минимальный набор материалов и шагов реставрации. Также подскажем, когда постоянное подкрашивание перестает быть решением и лучше заменить его на долговечные литые буквы — с четким контуром и «вечным» материалом. В конце вас ждет совет, как получить бесплатную консультацию и эскиз с литой надписью.
Краска для букв на граните: реставрация букв на памятнике – кистью аккуратно подкрашивают надпись
1

Подходящие краски для надписей на граните и мраморе

Прежде чем решить, чем покрасить буквы на памятнике, важно учесть материал самого памятника. Гранитные плиты имеют очень плотную, гладкую структуру — краска на них держится поверхностно, поэтому критически важна хорошая адгезия (сцепление) с камнем. Мрамор более пористый: жидкость может слегка впитываться в его структуру, поэтому велик риск появления темных ореолов вокруг букв, если краска слишком жидкая или не предназначена для натурального камня.

Отсюда правило: для гранита выбираем краски с высокой укрывистостью и сцеплением, тщательно обезжириваем поверхность; для мрамора — щадящие составы (часто на водной основе), наносим их тонкими слоями с контрольным тестом на незаметном участке. Рассмотрим основные виды материалов, которые подходят для самостоятельной подкраски надписей:

Акриловые краски для камня

Самый простой и доступный вариант для реставрации букв на памятнике. Акриловая краска (в том числе водоразбавляемая водоэмульсионная) быстро сохнет, почти не пахнет, выпускается в широкой палитре оттенков. Важно выбирать акрил именно для наружных работ по минералу — например, с пометкой «по камню» или «для мрамора/гранита». Такие составы рассчитаны на погодные условия, хорошо ложатся и на мрамор, и на гранит. Они образуют эластичную пленку, устойчивую к ультрафиолету, благодаря чему надпись не выгорает слишком быстро. Для обновления надписи на памятнике часто достаточно двух тонких слоев акриловой краски, нанесенных кистью с промежуточной просушкой.

Эмали на растворителях (алкидные, молотковые)

Эмалевые краски традиционно используются для металла, но есть и специальные эмали для букв на памятнике. Они дают прочное, укрывистое покрытие и отлично переносят любые погодные условия. Например, молотковая эмаль может имитировать текстуру старой бронзы. Однако работать с алкидной или иной эмалью сложнее: нужен растворитель для очистки инструментов, хорошая вентиляция (запах сильный), тщательно перемешивать пигмент. Сохнут такие краски дольше акрила, между слоями может потребоваться 6−8 часов. Зато качественная эмаль держится на надгробии годами без потери цвета (как правило, при правильной подготовке поверхности).

Полиуретановые (двухкомпонентные) краски

Это автомобильные 2К-эмали, которыми красят кузов машины — а значит, они рассчитаны на экстремальные условия. Полиуретановые составы подходят для различных поверхностей, включая гранит и мрамор. После отверждения такая краска формирует сверхстойкое покрытие, не боится ультрафиолета и влаги. На памятнике двухкомпонентная краска прослужит дольше всех остальных. Но у нее есть нюансы: перед применением нужно смешивать базу с отвердителем в точной пропорции, время жизни готового состава ограничено (обычно несколько часов). Нанесение — строго по инструкции производителя, часто требуется краскопульт или аккуратное нанесение кистью тонкими слоями. Также 2К-краски токсичны до полимеризации, поэтому обязательны средства защиты (респиратор, перчатки) и отсутствие людей рядом. Если вы уверены в своих навыках, полиуретановая эмаль станет беспроигрышным вариантом по долговечности покрытия.

Специализированные краски для памятников (бронзовые/золотые)

В продаже можно найти особые краски для надгробий — обычно это декоративные эмали под бронзу, золото, медь. Их берут, когда нужно подчеркнуть буквы бронзовым оттенком или имитировать позолоту в гравировке. Как правило, это тоже эмалевые составы (алкидные или акриловые) с металлическими пигментами. Они хорошо ложатся в углубления надписей и выдерживают атмосферные воздействия. Например, существуют линейки бронзовой краски для памятников с эффектом патины. Часто на мраморных памятниках используют золотую краску — благодаря светлому фону она смотрится очень ярко. При работе с такими составами важно тщательно размешать металлический пигмент (он оседает на дно банки) и наносить кистью без густых подтеков, чтобы «золотые» буквы получились ровными.

Специальный маркер по камню

Для локального ремонта тонких линий можно использовать перманентный маркер или контур с краской, предназначенный для каменных поверхностей. Продаются маркеры золотого, серебряного, белого, черного цветов, способные писать даже на гладком граните. Их плюс — ювелирная точность: удобно, если нужно подкрасить только часть буквы или мелкий элемент. Однако большой текст маркером выводить нецелесообразно: это долго и покрытие получится тонким. Используйте этот инструмент только для мелких подкрашиваний букв на памятнике, предварительно испытав его на малозаметном участке (чтобы убедиться, что цвет совпадает и маркер не расплывается на данном камне).
Чего лучше избегать. Не стоит применять для надгробий обычные интерьерные краски и универсальные аэрозоли, не предназначенные для камня. Например, акриловая краска для потолка или нитрокраска из баллончика для бытовых целей на памятнике долго не продержится – она может треснуть от перепада температур или выгореть за одно лето. Также не рекомендуются масляные краски, пропитки, воски: масло впитывается в камень и ухудшает адгезию последующих слоев, а воск оставляет жирную пленку, из-за которой новая краска ляжет пятнами. С осторожностью нужно относиться к слишком густым материалам – шпаклевкам, пастам: они способны забить тонкую гравировку, после чего контур букв станет рваным. Идеальный материал для реставрации надписи – достаточно жидкий, чтобы пролиться в бороздки, но достаточно укрывистый, чтобы за 2–3 слоя дать насыщенный цвет.

Материал памятника и краска: при выборе состава всегда учитывайте пористость камня. Ниже приведена таблица с рекомендациями для гранита и мрамора:
2

Пошаговая реставрация надписи на памятнике

Как обновить буквы на памятнике: мастер наносит краску для букв на мраморе тонкой кистью
Когда определились, какой краской обновить буквы на памятнике, можно приступать к работе. Ниже приведена пошаговая схема обновления надписи, справиться с которой можно своими руками. Этот метод подходит для гранитных и мраморных памятников с гравированными буквами:

1

Очистка поверхности

Сначала тщательно очистите памятник от пыли, земли и налета. Лучше сделать это в два этапа: сухая чистка и влажная. Смахните грязь мягкой щеткой или сухой ветошью, особое внимание уделяя буквам. Затем протрите надпись губкой с водой или мягким мыльным раствором. Если вокруг букв есть мох или въевшиеся пятна (особенно на мраморе), используйте специальную очищающую пасту для камня. После мойки вытрите насухо и дайте памятнику полностью просохнуть.

2

Обезжиривание и удаление старой краски

Перед покраской нужна идеально чистая, обезжиренная поверхность — это залог адгезии. Смочите плотную губку или ватный тампон растворителем (подойдут ацетон, уайт-спирит, спиртовой раствор) и протрите буквы и вокруг них. Старую облупившуюся краску в бороздках постарайтесь стереть растворителем или аккуратно счистить пластиковым шпателем/канцелярским ножом. Важно: сначала протестируйте выбранный растворитель на небольшом незаметном участке камня. Убедитесь, что ни гранит, ни мрамор не изменили цвет от химии. Если все в порядке — продолжайте обезжиривание по всей надписи. Дайте камню высохнуть пару минут.

3

Маскировка и защита

Чтобы новая краска не попала на полированные грани памятника, рекомендовано защитить поверхность вокруг букв. Возьмите малярный скотч и оклейте кромки надписи, закрыв несколько сантиметров вокруг гравировки. На мраморе этот шаг особенно выручает: лента не даст краске растечься по пористой плите. Кроме того, приготовьте все инструменты под рукой: кисть (лучше плоскую и тонкую), тряпки, емкость с краской. Работать лучше в сухую безветренную погоду, при температуре +10…+25 °C, вдали от прямых лучей солнца.

4

Нанесение первого слоя

Окуните кисть в краску (перед применением обязательно размешайте состав до однородности) и легкими движениями нанесите тонкий слой краски в углубления букв. Не старайтесь перекрыть цвет за один раз — первый слой будет полупрозрачным. Ваша задача сейчас — грунтовочно прокрасить все бороздки без потеков. Краску распределяйте равномерно по всей глубине гравировки. Если удобнее, можно вместо кисти использовать скрученную в жгут безворсовую ткань: обмакнуть в краску и протереть буквы.
Важно:
Избегайте наплывов на поверхность камня; при попадании краски за пределы букв сразу вытрите ее. Дайте первому слою подсохнуть. Время сушки зависит от типа краски: акриловой обычно достаточно 10−30 минут, эмали — несколько часов (ориентируйтесь на инструкцию на банке).

5

Второй слой для укрывистости

Когда первый слой подсох и не размазывается, нанесите второй слой краски таким же способом. Он придаст надписи насыщенный цвет и равномерность. Обычно двух слоев качественной краски достаточно, чтобы обновить буквы на памятнике. Если же вы видите просветы или не добились нужной яркости — после высыхания второго слоя можно нанести третий (но старайтесь не превращать буквы в «горы» краски). При многослойном нанесении выдерживайте рекомендованное производителем время межслойной сушки, чтобы нижний слой не отслоился.

6

Удаление излишков

Не ждите полного застывания краски, иначе удалить ее с поверхности будет очень трудно. Когда финишный слой чуть прихватился (например, через 5−15 минут после акрила, либо как только эмаль перестала растекаться), аккуратно удалите лишнюю краску с граней памятника. Это удобно делать канцелярским ножом под острым углом или пластиковым скребком: проведите по поверхности, как бы срезая пленку краски — она должна остаться только внутри букв. Другой способ — плотно прижать к камню сухую ткань и стереть излишки, пока они свежие. В результате контур букв станет четким: краска заполнит только гравировку, а полированный камень вокруг снова будет чистым. Затем снимите малярный скотч.

7

Финишное покрытие (при необходимости)

Многие составы не требуют дополнительной защиты. Но если вы хотите продлить срок службы окрашенной надписи, можно покрыть высохшие буквы прозрачным защитным лаком или специальным закрепителем для камня. Это особенно актуально для мраморных памятников: тонкий слой лака защитит краску от проникновения влаги и плесени в поры. Наносить закрепитель лучше кистью или из аэрозоля тонким слоем, после полного высыхания основного цвета.

8

Полировка и уход

Когда краска полностью высохнет (обычно спустя сутки, в случае эмали может понадобиться 2−3 дня для полного набора прочности), протрите всю поверхность памятника чистой мягкой тряпкой до блеска. Удалите последние следы работ, сняв пыль, малярный скотч и т. д. Обновленная надпись готова! В дальнейшем старайтесь бережно ухаживать за памятником: не трите подкрашенные буквы абразивами, не допускайте стоячей воды в гравировке. Для мрамора полезно раз в год покрывать всю плиту специальным воском для камня — это убережет от влаги и пятен.
Меры безопасности
Покраска надгробия — относительно простая задача, но не забывайте о здоровье. Обязательно работайте в защитных перчатках, в проветриваемых условиях или на улице. Если используете эмали с сильным запахом либо аэрозоли — наденьте респиратор. Не курите и не разжигайте огонь рядом с ЛКМ: пары растворителей легко воспламеняются. Также не смешивайте разные краски и растворители «на глаз» — это может вызвать непредсказуемую реакцию. Соблюдайте рекомендации производителя на этикетке, особенно касающиеся времени сушки и толщины слоя.
3

5 типичных ошибок при покраске букв

Подкраска букв: удаление лишней краски при покраске букв на памятнике, чтобы избежать ошибок

Толстый первый слой краски

В погоне за цветом некоторые наносят слишком много краски сразу — в итоге появляются подтёки, и покрытие держится хуже. Правильно красить слоями: несколько тонких вместо одного жирного.

Пропуск обезжиривания

Наносить краску на грязный или жирный камень бесполезно — она ляжет плёнкой и скоро облезет. Всегда удаляйте пыль, грязь и особенно маслянистые налёты (например, от воска или цветов) с памятника перед покраской.

Отсутствие теста на скрытом участке

Ошибка актуальна для мрамора: если сразу залить краской буквы, можно обнаружить, что по краям выступили темные пятна. Всегда проверяйте новое средство на незаметном фрагменте камня — убедитесь, что оно не окрашивает сам камень. Это касается и очистителя (растворителя), и самой краски.

Покраска по влажному камню

Нельзя красить сырые поверхности: влага не даст краске прилипнуть, и та скоро отслоится. К тому же, замкнув влагу под слоем краски, вы рискуете получить побеление или пузырьки. Дождитесь полного высыхания памятника перед началом работ, а во время покраски укройте его от дождя.

Удаление излишков после полного высыхания

Если дать краске полностью застыть, попытки оттереть её с полированного гранита могут привести к царапинам, а лишняя краска на мраморе вообще останется навсегда (впитается в поры). Поэтому излишки необходимо снимать своевременно, пока слой свежий или чуть подсохший — тогда контур очистится ровно, без рваных краев.
4

Когда краска не спасает: альтернатива в виде литых букв

Иногда состояние надписи столь плачевное, что каждый год заниматься подкраской нет смысла. Например, если гравированные буквы очень мелкие и неглубокие – краска в них будет постоянно выкрашиваться. Или прежняя краска расплылась по мрамору, оставив ореолы вместо четких букв. А бывает, что надпись буквально стёрта временем: контур букв сглажен, часть текста сложно разобрать даже после очистки. В таких случаях покраска букв на памятнике уже не вернет изначальный вид. Применять более агрессивные методы (глубокая повторная гравировка, кислотные красители) рискованно и дорого. Оптимальное решение – заменить окрашенную гравировку на накладные литые буквы из металла.
Литые алюминиевые буквы как альтернатива покраске букв на памятнике, когда краска для букв не спасает
Накладные литые алюминиевые буквы для памятника от мастерской Alumen
Литые буквы из бронзы или алюминия крепятся прямо на поверхность памятника, перекрывая старую надпись. Это объемные металлические элементы, выполненные методом художественного литья. Их преимущества перед покраской очевидны.

Во-первых, металл не выгорает и не смывается: бронза и алюминий способны десятилетиями сохранять вид, только приобретая со временем благородную патину.

Во-вторых, такие буквы имеют рельеф и четкий край – надпись прекрасно читается при любом освещении, ее не «забьет» грязью и не размоет дождем. Бронза почти не подвержена коррозии, а алюминий вообще не ржавеет, и обоим не страшны перепады температур. Мы изготавливаем литые буквы с многослойным защитным покрытием: сначала изделие покрывается прочной порошковой краской, затем для эффекта старины наносится патина и фиксируется лаком. Такая технология обеспечивает надписи стабильный внешний вид на многие годы, без необходимости обновлять что-либо каждый сезон.

Когда же литые буквы на памятнике однозначно выигрывают? Перечислим несколько ситуаций:

Суровый климат или особые условия

Если могила расположена в регионе с обильными осадками, резкими сменами погоды или рядом с дорогой (например, зимой на памятник летят реагенты и соль), обычная краска будет быстро тускнеть. Металлические буквы же стойко переносят и дождь, и снег, и ультрафиолет — надпись остается контрастной и читаемой в любых условиях. Для примера, бронзовые буквы исторических памятников веками сохраняют читаемость именно благодаря материалу.
Бронзовые литые буквы для памятника – долговечная альтернатива, если подкраска букв на памятнике не помогает
Бронзовые литые буквы для памятника от мастерской Alumen

Требования к эстетике и статусу

Бронзовые накладки считаются классическим, респектабельным оформлением надгробия. У них теплый темно-золотистый оттенок, который отлично сочетается и с черным гранитом, и со светлым мрамором. Со временем поверхность покрывается благородной зелено-коричневой патиной, придавая монументу вид старинного, но ухоженного. Ни одна краска не способна столь же натурально имитировать этот эффект. Если вы хотите, чтобы памятник выглядел солидно через десятилетия – литые бронзовые буквы подходят как нельзя лучше.

Изношенность или сложность гравировки

Бывает, что старые гравированные буквы уже не спасти: слишком стерты или изначально были тонкими и изящными (например, декоративный шрифт с завитками). Закрашивать их заново приходится очень часто, и результат все равно неудовлетворительный — надпись теряется. В таких случаях установка объемных букв решает проблему раз и навсегда. Алюминиевые буквы весят немного, поэтому их можно закрепить даже на хрупкой плите. Они доступны в разных шрифтах и размерах, вплоть до воссоздания сложного орнаментального текста. Монтаж выполняется на специальный клей или штифты и не требует резки камня. В итоге вы получаете идеально ровные, аккуратные символы выбранного дизайна, которые не потрескаются и не сотрутся от времени.
Компания Alumen специализируется на производстве таких изделий. В нашем каталоге представлены литые буквы на памятник из алюминия и бронзы самых разных стилей – от строгих до витиеватых. Можно подобрать размер, шрифт, даже оттенок покрытия. Например, алюминиевые буквы могут быть покрыты черной порошковой эмалью или окрашены под старое серебро; бронзовые доступны как в отполированном виде, так и с искусственной патиной. Все изделия отливаются по индивидуальному проекту, поэтому подходят точно под размеры надписи. Металлические буквы устойчивы к ржавчине, солнечным лучам и морозам, так что семья может не беспокоиться о сохранности мемориала. В результате надпись приобретает объем и контраст, а сам памятник – стабильный вид на многие годы. И главное, больше не придется тратить время на регулярную подкраску: достаточно протирать буквы при уходе, и они будут в порядке.

Каталог букв на памятник

5

Консультация или эскиз — бесплатно

«Наша мастерская художественного литья изготовит любые литые изделия на заказ»
Специалист мастерской по реставрации и покраске букв на памятнике предлагает бесплатную консультацию
Дмитрий Внуков
Мастерская Алюмен
Если вы не уверены, чем подкрасить буквы на памятнике в вашем случае — мы готовы помочь. Пришлите фото надгробия и самой надписи нам любым удобным способом, и специалист подскажет, какую краску лучше выбрать и как именно провести работы. А если краска уже не помогает или хочется кардинально обновить облик монумента — мы подготовим бесплатный эскиз литых букв под стиль вашего памятника. В нашем каталоге вы найдете примеры шрифтов и материалов, доступных для заказа. Консультация эксперта и дизайн-проект выполняются безвозмездно, ни к чему вас не обязывают. Надеемся, что сравнение вариантов реставрации памятника поможет принять верное решение для сохранения памяти о близком на долгие годы.
Получите бесплатный эскиз уникальных букв на памятник из литого металла в течении дня
БЕСПЛАТНО
Оставьте заявку
и получите бесплатный
3D эскиз с вашим адресом

Смотрите также